Москва, Оружейный переулок, 43

5 ноября 2018 12:56

Татьяна Батышева: «Непрерывность и системность – главные принципы успеха реабилитации»

поделиться
Оценить
Спасибо, ваш голос принят!
в избранное
Главный внештатный детский специалист Минздрава России по медицинской реабилитации, главный внештатный детский специалист-невролог ДЗМ, директор ГБУЗ «Научно-практический центр детской психоневрологии ДЗМ» Татьяна Батышева – о своих маленьких пациентах и о том, как организована работа возглавляемого ею центра. 

– Татьяна Тимофеевна, в чем уникальность вашего центра?
– Это единственное на данный момент учреждение в столице, предоставляющее ребенку с психоневрологической патологией весь объем современных диагностических, лечебных и реабилитационных методик на одной площадке. К ним относятся консервативные (лекарственные, психолого-педагогические и другие немедикаментозные медицинские методики) и оперативные, в том числе высокотехнологичные. 
За более чем 35 лет работы центра нами был накоплен огромный опыт. В нашей клинике мы проводим комплексное этапное амбулаторное и стационарное восстановительное лечение детей и подростков с заболеваниями нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Также в последние годы ведется научная работа по совершенствованию методов диагностики, лечения, физической и социальной адаптации, по внедрению в практику новых методов реабилитации детей с эпилепсией, рассеянным склерозом, расстройствами аутистического спектра.
Клиника оснащена современным медицинским оборудованием. Все обследования проводятся с использованием функциональных, нейрофизиологических, ультразвуковых, лабораторных, рентгенологических и биомеханических методов исследований. Врачи центра регулярно выступают на зарубежных и российских научно-практических конференциях с международным участием. 

– Как ведется работа с детскими неврологами, обучение и подготовка кадров?
– В рамках реализации образовательных программ практически еженедельно проводятся неврологические советы, ежеквартально проходят межокружные семинары с участием детских неврологов всей Москвы. На таких площадках поднимаются, освещаются и обсуждаются самые актуальные вопросы клинической и организационной работы специалистов.
Активно ведется научно-практическая и образовательная работа с молодыми специалистами. В процессе обучения участие принимают не только профильные специалисты по неврологии, но и врачи-кардиологи, гастроэнтерологи, пульмонологи, эпилептологи, педиатры. Осуществляется междисциплинарный подход. 
Также на базе центра уже на протяжении нескольких лет существует клиническая ординатура по специальности «неврология», и такая обучающая площадка действительно уникальна. У наших ординаторов есть исключительная возможность фактически сразу совмещать изучение теоретической и практической части. Как правило, изучение каждой темы, нового образовательного сегмента мы, как преподаватели, всегда подкрепляем детальным разбором конкретных ситуаций и случаев из реальной жизни. 
В нашем центре проходят обучение и стажировку специалисты со всей России и из Европы.

– Как проходит социализация и реабилитация детей-инвалидов с ментальными нарушениями?
– Реабилитация – это не только медицина. Это всегда комплекс различных направлений помощи, слитых воедино. И достижение значимых результатов в этом процессе напрямую зависит от полноценного применения всех доступных методов. Социализация, психолого-педагогическая составляющая в таком случае также необходимы, как и все остальное. Это ключ к всестороннему развитию ребенка, становлению его как личности. Получая двигательные навыки, ребенок, безусловно, остро нуждается и в поддержке психолога, и в коррекционной работе с логопедом-дефектологом, и в специализированной индивидуальной программе социализации. 
Дети с расстройством аутистического спектра и другими пограничными состояниями получают такую же комплексную помощь. При диагностике нарушений и динамической оценке наши специалисты используют самые современные шкалы и опросники. Для реабилитации таких пациентов применяются актуальные и самые результативные методики. 
Одним из направлений в реабилитации, активно развивающихся в нашей клинике, является спорт. Несколько лет на базе центра реализуется проект «Москва как стартовая площадка развития паралимпийского спорта», основанный и поддерживаемый мэром Москвы Сергеем Собяниным. 
В центре создана уникальная лаборатория спортивного прогноза. На основе специальных тестов для каждого ребенка подбирается тот вид спорта, который ему подходит по физиологическим параметрам. На занятиях адаптивными видами спорта создаются условия, при которых вместе с лечебной физкультурой, мануальным и медикаментозным лечением, ортопедической и психологической коррекцией заметен стойкий оздоровительный результат даже при непродолжительных сроках. 
Адаптивная физическая культура и спорт способствуют не только более полному раскрытию физических возможностей ребенка, но и социальной адаптации. Во время постоянных занятий ребенок получает возможность проявить себя как личность, найти новых друзей. Пара-каратэ, следж-хоккей, футбол, армрестлинг, фехтование, бадминтон – это лишь часть того, чем сегодня занимаются наши дети, достигая невероятных результатов. 

– В чем заключается современный подход к реабилитации детей и подростков с поражением центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата?
– Часто мы имеем дело с полиорганной патологией у детей. Поэтому в первую очередь это мультидисциплинарный подход, когда необходима комплексная медицинская помощь. И это, действительно, уникально, когда с ребенком одновременно работают невролог, физиотерапевт, врач ЛФК, ортопед, логопед, дефектолог, психолог. Когда есть возможность в кратчайшие сроки организовать консилиум с привлечением педиатра, эпилептолога, уролога, нейрохирурга, психиатра, офтальмолога и других специалистов. Также нельзя не сказать о необходимых диагностических методиках. У нас есть современное оборудование для компьютерной и магнитно-резонансной томографии, есть возможность проведения электроэнцефалографии с длительным видеомониторированием. Очень важна в такой ситуации работа психолого-педагогической службы, представленной в нашем центре в полном объеме. Ее деятельность прежде всего направлена на развитие творческих способностей малышей. 
Мультидисциплинарный подход в целом позволяет составить план реабилитации каждому ребенку с учетом его индивидуальных возможностей и в дальнейшем корректировать его во времени, принимая во внимание рост и развитие малыша, результаты назначенных процедур и медикаментозной терапии. 
Методы лечения в каждом случае подбираются на основе индивидуальных особенностей ребенка. Учитывается возраст, ведущий патологический симптом в двигательной сфере, степень двигательных нарушений, наличие осложнений основного патологического состояния и сопутствующих заболеваний. При подборе индивидуальной программы реабилитации необходимо помнить, что основной целью восстановительного лечения ребенка с ДЦП является его адекватная социальная адаптация, которая, помимо двигательной функции, предполагает наличие коммуникативных навыков, интеграции в среду сверстников, получение образования и профессии. Поэтому среди восстановительных мероприятий у пациента с ДЦП обязательно должны присутствовать методы социальной и педагогической реабилитации. Такие, например, как арт-терапия, трудотерапия и, конечно, спорт. 

– Насколько важно раннее начало реабилитации детей с неврологическими и психическими заболеваниями?
Насколько более она успешна по сравнению с реабилитацией взрослых? – В основе хорошего результата реабилитации всегда лежит целый ряд факторов. И одним из ключевых выступает время ее начала. Очень важно проводить реабилитационные мероприятия с максимально раннего возраста малыша. К нам в клинику поступают маленькие пациенты начиная с третьих суток после появления на свет. Эти первые дни и недели можно назвать «золотыми»: то, что сделано в этот период, иногда не могут заменить годы регулярной работы. Так, например, нейропластичность мозга ребенка в первый год жизни уникальна. Возможности мозга в части восстановления в этот период чрезвычайно высоки, а значит, и шансы на успех многократно возрастают.
Важным условием появления стабильного улучшения в любом возрасте является соблюдение сроков курсового лечения. Часто, увидев положительную динамику, родители не считают нужным продолжать активную реабилитацию в надежде на то, что «все наладится само». И это серьезная ошибка. Конечно, объемный блок работы должен проводиться и дома, но при постоянном дистанционном контроле специалистов. Непрерывность и системность – главные принципы любого лечения. При правильном и регулярном выполнении рекомендаций специалистов по реабилитации часто мы можем говорить о положительном результате практически в 100 % случаев. MMC

поделиться
Оценить
Спасибо, ваш голос принят!
В избранное
Главный внештатный детский специалист-невролог Департамента здравоохранения города Москвы, директор Научно-практического центра детской психоневрологии ДЗМ