Москва, Оружейный переулок, 43

поделиться
Оценить
Спасибо, ваш голос принят!

От обучения на всю жизнь – к обучению через всю жизнь: эти слова полностью соответствуют задачам, которые ставятся последипломным медицинским образованием. В современном мире поток знаний настолько велик, что врач, проходящий переподготовку один раз в пять лет, рискует оказаться на обочине.

Своими идеями по поводу совершенствования непрерывного образования медицинских работников делятся известные эксперты в этой области.

Комментарии

Алексей Викторович Свет Главный врач Городской клинической больницы № 1 им. Н.И. Пирогова Департамента здравоохранения города Москвы

Сейчас в телефоне современного врача – вся мировая медицина

О непрерывном образовании врачей – одной фразой: у нас в Первой городской больнице стыдно быть не умным, стыдно не учиться, стыдно быть не на уровне. А уровень достаточно высокий, и чтобы ему соответствовать, нужно довольно свободно владеть английским языком, читать медицинские периодические издания, участвовать в работе семинаров в отделениях, научных конференций. У нас старшие учат младших, а потом младшие учат старших: и такое тоже бывает. Это сложная каждодневная работа.

Хочу отметить, что сейчас заставлять врачей учиться нет необходимости: они учатся сами и получают удовольствие от этого, а это в медицинской профессии – самое главное. Самоудовлетворение – это штука, которую ты ни с чем не сравнишь, и за ней неизбежно идут и слава, и деньги, но это не самое главное. А вот почувствовать себя титаном – это дорогое ощущение.

Но все это титанство строится на чугунной пятой точке, на которой ты должен сидеть и учиться, и учиться. Врачи совершенно не схимники, но на час-полтора в день я своим коллегам всегда советую зайти в какую-нибудь медицинскую сеть и посмотреть, что творится в мире, что по твоей специальности нового, о чем ты еще не знаешь.

Конечно, медицина достаточна консервативна, и часто врач принимает решение о тактике лечения на основе существующих алгоритмов. Но все эти стандарты, клинические протоколы – плод труда огромного количества людей, огромного количества экспериментальных знаний.

Сейчас в телефоне современного врача – вся мировая медицина, все калькуляторы, все шкалы – это то, что помогает доктору формализовать, стандартизовать, с одной стороны, подход, но с другой стороны – это путь к индивидуализации.

Например, в больницу поступил больной, ему 60 лет, у него тромбоэмболия легочной артерии, по Женевской шкале – 16 баллов, а у другого больного – 4 балла. Как поступить в этом случае? Для этого и необходим анализ алгоритмов и гайдлайнов.

Медицина не бывает российской, монгольской, американской. Она бывает правильной и неправильной. Вот в Москве медицина правильная, и поэтому ее надо сохранять. Это выражается в правильном подходе к больному, в пациентоориентированности, в абсолютной рутинности всех современных диагностических процедур, в правильном подходе к образованию врачей.

С тех пор как произошло оснащение клиник современным оборудованием, врачи рванули в образование. Да, исследования делают не томографы, а люди, но если бы не было томографов, если бы не было того оборудования, которое мы получили, – у нас не было бы таких результатов ни по инфарктам, ни по инсультам. За полгода мы сделали 50 тромбоэкстракций, из которых 39 – с абсолютно положительным не только техническим, но и клиническим результатом. Это люди, которых привозили в состоянии тяжелейшего инсульта, совсем без речи. На четвертый день они выписывались домой, говоря: «Спасибо, доктор!». Вы понимаете, что чувствует 30-летний врач, спасший этого больного? В данном случае я говорю не только о молодых врачах, я говорю о хороших врачах. Хорошему врачу может быть и 25, и 65, и 87 лет, как моему учителю Абраму Львовичу Сыркину, который до сих пор не устает учиться. Это такая профессия, в ней нет возраста: либо ты профессионал, либо нет. 

Игорь Ефимович Колтунов Главный внештатный специалист педиатр Департамента здравоохранения города Москвы, главный врач Морозовской детской городской клинической больницы ДЗМ, профессор, доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ

Грамотный врач стоит гораздо дороже, чем любой томограф

Основной этап реформы здравоохранения – обеспечение отрасли высококвалифицированными специалистами. Построить самолет очень дорого, но его можно построить. Летчика воспитать гораздо сложнее. Как известно, во время падения самолета задача пилота – спасти собственную жизнь, а не самолет, потому что пилот стоит дороже, чем воздушное судно. То же самое происходит в медицине: грамотный врач стоит гораздо дороже, чем любой томограф, любой самый современный прибор. На то, чтобы подготовить и обучить специалиста, уходят годы. В частности, по этой причине в Морозовской детской больнице возродили ординатуру и аспирантуру. Они были утрачены около 60–70 лет назад, и теперь снова работают. Благодаря указанным образовательным структурам мы можем готовить нужных нам специалистов – онкологов, гематологов, генетиков, специалистов по орфанным (редким) заболеваниям – и лечить не болезнь, а больного, обеспечивая тот самый персонализированный подход к пациентам.

Специалисту Морозовской детской больницы недостаточно быть просто хорошим врачом – необходимо обладать способностью немного выходить за пределы собственной компетенции и отчасти быть доктором общей практики. Описанный подход помогает оперативно и точно ставить направительный, а затем и окончательный клинический диагноз. Также для решения указанной задачи нужна возможность изучать электронную историю болезни, хорошее оборудование (рентген, МРТ, КТ, ультразвук, лаборатории), круглосуточная работа специалистов.

Татьяна Викторовна Амплеева Главный внештатный специалист по управлению сестринской деятельностью Департамента здравоохранения города Москвы, главная медицинская сестра ГБУЗ «ГКБ имени В.М. Буянова ДЗМ»

Конференции перестали быть наказанием

На путь непрерывного медицинского образования мы встали уже давно. Раньше медицинские сестры проходили обучение один раз в пять лет с целью продления сертификата, который давал право заниматься той или иной медицинской деятельностью в соответствии со специальностью. Сейчас медицинские сестры в течение всего года получают непрерывное медицинское образование в рамках различных конференций, семинаров, мастер-классов, вебинаров. В Российской Федерации действует Российская ассоциация медицинских сестер, которой руководит Валентина Антоновна Саркисова. И эта ассоциация проводит регулярные онлайн-лекции. Вот и сегодня в 10 утра был такой вебинар для руководителей сестринских служб.

По окончании каждого вебинара сестры проходят онлайн-тестирование и через несколько дней получают документ с подтверждением количества прослушанных часов и полученных баллов. Обычно один час равен одному баллу. Вебинары проводятся на разных базах. Это и центры повышения квалификации, и Российская ассоциация медицинских сестер с базой в Санкт-Петербурге. Таким образом, охватываются не только московские, но и региональные медицинские сестры. Конференции проходят ежемесячно и по самым разным тематикам. Например, 7 июня у нас была конференция, приуроченная ко Дню защиты детей, ее посетили 300 медицинских сестер, работающих с самыми маленькими пациентами – в педиатрии. Сейчас запланирована конференция на базе Городской клинической больницы № 52. Ее тема – этика, эмоциональное выгорание, психологическая поддержка медицинских сестер на рабочих местах. Существует научно-практический план проведения конференций, который составляется и утверждается на каждый год.

Еще каких-то лет 10 назад медсестры воспринимали все эти конференции, семинары как некое наказание: никто не хотел никуда идти, все занимались своей работой. Сегодня же сестры посещают эти конференции с большим интересом, а многие проявляют желание выступить с презентацией и докладом по той или иной тематике. И это у нас поощряется.

Медицинская сестра в течение пяти лет должна набрать 250 баллов, то есть 50 баллов в течение года. Мы переходим на систему аккредитации, которая заменит сегодняшнюю сертификацию. Первые, кого затронет аккредитация, – выпускники московских медицинских колледжей. Начнется она с 2018 года и до 2021 года охватит медицинских сестер по всей стране.

Вообще, после введения непрерывного образования медицинские сестры стали намного грамотнее, стали интересоваться различными сторонами здравоохранения, а не только той областью, в которой работают. Например, операционные сестры с удовольствием слушают своих коллег-сестер, работающих в реанимации. Они делают для себя выводы и выносят знания, которые могут понадобиться в их непосредственной ежедневной жизни.

Сергей Павлович Морозов Главный внештатный специалист по лучевой диагностике Департамента здравоохранения города Москвы, директор ГБУЗ «Научно-практический центр медицинской радиологии Департамента здравоохранения города Москвы», президент EuSoMll и Московского отделения POPP, доктор медицинских наук, профессор

Подход в образовании сменился

В последние годы произошли значительные качественные изменения в образовании врачей-радиологов. Раньше подход был следующий: есть врач, есть аппарат, и врач отвечает за работу этого аппарата. Зачастую врач выполнял функции рентгенолаборанта, сам проводил исследования, сам их описывал. По мере того как аппаратов стало больше, в Москве кратно увеличилось количество исследований. Сейчас ежегодно количество МРТ-исследований и компьютерной томографии увеличивается на 25%, то есть идет интенсивный рост именно современных методик. Соответственно изменилась и функциональная структура отделений. Врач в большей степени ответственен за описание результатов, за качественный результат исследования, которое выполняется рентгенолаборантом. Врач становится еще и коммуникатором с клиницистами, потому что если обнаружилась срочная «находка», уже недостаточно просто написать протокол исследования, надо связаться с лечащим врачом и обязательно сообщить о выявленных изменениях. 

Так происходит разделение функций, каждый занимается своим делом, за счет этого процесс становится более понятным, более управляемым, более качественным. Врач, наконец, может сконцентрироваться на своих профессиональных компетенциях. 

В этом году благодаря поддержке Департамента здравоохранения Москвы мы ввели в федеральный государственный образовательный стандарт по обучению среднего медицинского персонала рентгенологию. На базе двух колледжей готовят рентгенолаборантов, которые по окончании колледжа получают сертификат медицинской сестры и рентгенолаборанта, так как на четвертом курсе они проходят дополнительную подготовку. В этом году первые выпускники получили дипломы.  

Московские рентгенологи сегодня работают в единой информационной системе, они могут при необходимости в электронном виде отправить сведения консультанту-эксперту. В настоящее время 22 таких эксперта работают дистанционно из разных медицинских организаций. Таким образом ежемесячно проводятся 100-150 консультаций. 

Проект Единого радиологического информационного сервиса начался в 2014 году с объединения приблизительно 60 московских медорганизаций и более 90 единиц оборудования МРТ и компьютерной томографии. Проект развивается, расширяется и в рамках этой системы работают рентгенолаборанты, которые проводят собственно исследования, врачи, которые эти исследования описывают, и эксперты-консультанты. 

В ГБУЗ «Научно-практическй центр медицинской радиологии ДЗМ» мы начали массивное обучение врачей через вебинары. Когда проект только начинали, очень многие говорили, что онлайн-лекции никто слушать не станет. За пять месяцев 2017 года наши вебинары зафиксировали 10 200 подключений из 20 регионов России, приблизительно 250-300 человек на каждый вебинар. Это очень эффективное средство обучения правильным стандартам диагностики, современной классификации. 

Продолжительность лекций – 45 минут. По опросам врачей выбрано оптимальное время начала занятий: 13:00 и 17:00. Работникам поликлиник удобней обучаться в 13:00, работникам стационаров – во второй половине дня. Есть приказ Департамента здравоохранения Москвы, в котором главным врачам поручено обеспечить возможность прослушивания этих вебинаров врачами. Занятия проходят на постоянной основе, врачи получают новые сведения непрерывно. На базе системы дистанционного образования (СДО) мы запускаем программу «Основы МРТ для врачей» длительностью 72 часа. В этой системе врач может сначала прослушать лекции, потом просмотреть сделанное исследование, самостоятельно дать его описание, которое оценивается тьютором и сравнивается с референтным стандартом. 

Есть и очные курсы, заседания общества рентгенологов и радиологов. За очные курсы врачам тоже начисляются баллы, которые надо накапливать в течение 5 лет. 22 эксперта проводят аудит 5-7% заключений своих коллег и в случае необходимости вносят правки и дают рекомендации по повышению качества исследований. ЕРИС месяц за месяцем улучшает качество работы службы диагностики Москвы. Существует регулярный вебинар, который так и называется – «Разбор диагностических ошибок». Его контент всегда новый, всегда разный, составляется по последним клиническим случаям.

Сменился глобальный подход в обучении. Теперь ГБУЗ «Научно-практический центр медицинской радиологии ДЗМ» обучает врачей в большем количестве, чем любой вуз. В нашем небольшом учреждении суммарное количество человеко-часов образования больше, чем в любом вузе с очным образованием.


Марина Владимировна Журавлева Главный внештатный специалист клинический фармаколог Департамента здравоохранения города Москвы, заместитель директора центра клинической фармакологии Научного центра экспертизы средств медицинского применения Минздрава России, доктор медицинских наук, профессор

Клинический фармаколог учится всегда

Модернизация столичного здравоохранения дала возможность получить экспертное оборудование самого высокого класса, что требует, безусловно, и высочайшей квалификации специалистов.

Созданы огромные мультидисциплинарные центры – наши городские больницы. На базе этих больниц созданы во многом уникальные микробиологические лаборатории. Клинический фармаколог – один из ведущих специалистов, который занимается вопросами антимикробной терапии. Антибиотикорезистентность – важнейшая проблема во всем мире. Всемирная организация здравоохранения принимает стратегию борьбы с антибиотикорезистентностью и с рациональным применением антимикробных препаратов как в медицине, так и в сельском хозяйстве, в растениеводстве, в животноводстве, в косметологии, в ветеринарии – везде. Необходимо внедрять новые прогрессивные технологии, которые упорядочили бы применение антимикробных препаратов, свели к минимуму нерациональное использование. Медицина – важнейший пул, который является не просто наукоемким, а жизненно важным для человечества, причем на ближайшую перспективу.

Мы считаем, что первое условие борьбы с антибиотикорезистентностью – выполнение приказа Департамента и Министерства здравоохранения о том, что все антибактериальные препараты должны выписываться исключительно по рецепту. Второе условие – свести к нулю самолечение пациентов. Существует ряд мероприятий, на которых мы обучаем наших клинических фармакологов новым достижениям. Врачи проходят первичную переподготовку, специализацию, школы клинических фармакологов под эгидой Департамента здравоохранения Москвы. 

Ежемесячно проводятся клинико-анатомические конференции. Это уникальная школа для наших специалистов: самые сложные случаи, теоретическая научная и практическая подготовка. Это дает возможность врачу узнать о самых современных методах диагностики и лечения, выработать алгоритм действий в подобных клинических случаях. 

Когда Департамент поставил вопрос о рациональной фармакотерапии в ежедневной работе врача, на базе двух кафедр мы подготовили 19 клинических врачей-фармакологов для первичного звена амбулаторно-поликлинической помощи. Все это проводится в рамках программы, целевой аудиторией которой станут пациенты старше 65 лет, имеющие множественные хронические заболевания. Для таких больных очень важно проводить экспертную оценку фармакотерапии: не слишком ли много лекарств получают, какие препараты нельзя назначать в конкретном случае, какие лекарства следует контролировать особенно тщательно. 

Врач, который не мотивирован учиться, проиграл. Он уже не сможет по уровню своей компетенции быть современным эрудированным специалистом, который способен правильно поставить диагноз. Ведь наши диагностические возможности непрерывно растут, появляются новые биомаркеры, новая трактовка методов исследования, новые алгоритмы, новые лекарственные препараты – все это мы должны учить. Врач должен быть мотивирован, но ему следует создать условия, чтобы учеба не мешала основной работе. Я думаю, что комбинированные методы (дистанционное обучение, очное обучение, заочное обучение, вебинары) – сейчас очень важная тема.

В должностные обязанности клинического фармаколога обязательно входит информирование врачей о новых лекарственных препаратах, о новых методах лечения, о возможности контроля эффективности и безопасности назначаемых лекарственных средств. Такое обучение проходит в виде микро-лекций, микро-презентаций. Также внутри больницы проводятся различные разборы клинических случаев, где клинический фармаколог делает доклад по фармакотерапии. 

Виктор Алексеевич Бельченко Главный внештатный специалист по челюстно-лицевой хирургии Департамента здравоохранения города Москвы, главный врач ГБУЗ «Челюстно-лицевой госпиталь для ветеранов войн ДЗМ», заведующий кафедрой челюстно-лицевой хирургии и стоматологии стоматологического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова, профессор, доктор медицинских наук

Без аккредитации диплом бесполезен

Проходящий обучение должен прежде всего начать с регистрации на образовательном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации. После регистрации следует выбор обучающих мероприятий по своей специальности. По большей части на этот год они по челюстно-лицевой хирургии уже прошли. Первая группа событий составлена из цикла повышения квалификации по специальности «Челюстно-лицевая хирургия». Вторая группа мероприятий – из плана повышения квалификации по специальностям «Стоматология хирургическая», «Рентгенология», «Травматология», «Ортопедия», где «Челюстно-лицевая хирургия» заявлена в разделе «Дополнительная специальность».  Третья группа включает циклы дополнительных профессиональных программ повышения квалификации специалистов медицинских организаций в соответствии с учебным графиком, учрежденным Департаментом здравоохранения города Москвы. Наш график – огромный набор из 133 циклов. Поскольку челюстно-лицевые хирурги оказывают неотложную и плановую помощь, в обучении есть базовый курс сердечно-легочной реанимации.

У всех сотрудников здравоохранения города Москвы в отделе кадров отслеживаются сроки действия сертификата. Если раньше надо было за полгода до истечения этих сроков направлять врача на курсы повышения квалификации, то теперь приходится следить, чтобы сотрудники заработали в течение 5 лет необходимые баллы. Так работает аккредитация. Каждому приходится посещать конференции, выставочные мероприятия, мастер-классы. 

У московских челюстно-лицевых хирургов организовано непрерывное медицинское образование на базе Городской клинической больницы им. С.П. Боткина. 

К примеру, все руководители лечебных учреждений получили недавно памятку участника клинико-анатомической конференции. В памятке подробно изложено, что такое непрерывное образование и как регистрироваться на конференции. Конференции проводит заместитель мэра Москвы, профессор Л.М. Печатников, и все главные врачи, и эксперты, посещающие эти мероприятия, будут также получать необходимые баллы. На базе московских медицинских университетов также проводятся обучающие программы (одномесячные или трехмесячные) повышения квалификации. 

Каждый медицинский университет города Москвы проводит встречи, конференции, конгрессы, посвященные тем или иным разделам челюстно-лицевой хирургии – онкологическим заболеваниям, травме, посттравматическим дефектам и деформациям, врожденным дефектам и деформациям челюстно-лицевой области. В Центральном научно-исследовательском институте стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Минздрава России проходят интернет-трансляции на всю страну.

Не только челюстно-лицевой хирург, а любой врач просто обязан следить за всеми новыми достижениями, за последней научной литературой. Если раньше кто-то мог избегать повышения квалификации, то теперь это стало обязательным для всех. Не пройдя аккредитацию, просто не будешь допущен к дальнейшей работе. Теперь учиться будут все.


Григорий Павлович Арутюнов Главный внештатный специалист терапевт, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней и лучевой диагностики РНИМУ им. Н.И. Пирогова, доктор медицинских наук, профессор

Непрерывное медицинское образование – краеугольный камень повышения качества медицинской помощи

Получение диплома о высшем медицинском образовании – это только первый, хотя и самый важный этап в процессе формирования грамотного врача. Доктору необходимо всю жизнь заниматься профессиональным совершенствованием. К счастью, формализованный процесс непрерывного последипломного медицинского образования стал в наши дни реальностью.

Первая составляющая этого процесса – набор необходимого количества баллов за образовательную активность. В течение всего года доктору предлагается изучать образовательные модули. А интенсивность обучения измеряется с помощью контрольно-измерительных материалов, роль которых указанные баллы и выполняют.

Второй элемент непрерывного образования врачей в современных реалиях – работа на конференциях, симпозиумах, съездах, где можно узнать что-то новое, получить ценные рекомендации, обсудить передовые разработки в медицине. Конечно, вряд ли доктор из небольшого городка сможет часто ездить на конференции, но посмотреть трансляцию или вебинар, пролистать слайды презентации при современной повсеместной доступности интернета можно практически всегда.

Существует третья очень важная составляющая непрерывного образования врачей – это работа в симуляционном центре, который, к примеру, сформировали на базе городской клинической больницы имени С.П. Боткина. Как это происходит? Кабинет, в котором сидит учащийся и тренер-педагог, имитирующий больного. Через непроницаемое стекло за происходящим в помещении наблюдают врачи и второй тренер – они комментируют поведение доктора и пациента. Очевидно, что это очень серьезный уровень повышения квалификации. Завершает практику в симуляционном центре пребывание на кафедре последипломного образования в вузе, где читают лекции и сдают экзамен.

Еще одна форма последипломного образования врачей – участие в клинико-анатомических разборах. Департамент здравоохранения Москвы ежемесячно проводит клинико-анатомические разборы, во время которых анализируют тактику ведения отдельно взятых пациентов. Это важная работа над ошибками диагностики и ведения пациентов. Материалы клинико-анатомических конференций смело можно назвать учебными.

В целом же можно отметить, что существующих возможностей для последипломного образования докторов достаточно, и это радует.

Михаил Борисович Анциферов Главный внештатный специалист эндокринолог Департамента здравоохранения города Москвы, главный врач ГБУЗ «Эндокринологический диспансер ДЗМ», доктор медицинских наук, профессор

Загруженность врача не может быть оправданием недостаточной профессиональной квалификации

В медицине очень быстро меняются стандарты, так как появляются новые методы диагностики и лечения, внедряются инновационные лекарственные препараты. За этим приходится следовать. Современная медицина – это новые знания, внедренные в практическую деятельность на всех уровнях медицинской помощи. Поэтому врач должен постоянно повышать свой профессиональный уровень. 

Если врач направляется на цикл повышения квалификации, то он имеет право учиться с отрывом от производства в соответствии с приказом администрации лечебного учреждения. Но есть и дистанционные формы обучения, например, вебинары, которые регулярно проводятся по вопросам клинической эндокринологии. 

Дистанционная форма обучения организована весьма серьезно. Недостаточно просто присоединиться к онлайн-семинару, который в среднем длится 1,5-2 часа, а самому в это время заниматься другими делами. По его окончании придется пройти тестирование. И если врач слушал материал невнимательно, то на контрольные вопросы он не сможет ответить. Только если внимательно смотреть и слушать, то можно будет ответить на все вопросы и получить сертификат, дающий право на получение зачетных баллов в рамках системы непрерывного медицинского образования (НМО). 

Такую систему проведения дистанционного обучения сейчас широко использует Эндокринологический научный центр Минздрава России. Система выстроена очень профессионально и успешно функционирует уже второй год.

Тот же подход, предусматривающий начисление баллов, применяется и во время наших семинаров, конференций, съездов. Например, в рамках проведения XIII Московского городского съезда эндокринологов «Эндокринология столицы -  2017» за каждый день участия выдавался сертификат о начислении баллов. Если слушатель ушел раньше времени, он попросту не получит сертификат за прошедший день. Сами же сертификаты выдавались участникам только по окончании съезда. 

Повседневная загруженность врача на рабочем месте не может быть оправданием его недостаточной профессиональной квалификации. С другой стороны, сейчас врачи работают очень интенсивно, и выкроить в течение рабочего дня время для участия в вебинаре или семинаре достаточно сложно. Поэтому когда мы планировали городской съезд эндокринологов, то специально сместили сроки его проведения на пятницу, субботу и воскресенье именно для того, чтобы у врачей было больше возможностей посетить наше мероприятие. И было приятно увидеть днем в воскресенье 500 человек в зале. Мы поняли, что приняли правильное решение. 

Но появилась еще одна особенность. Если раньше мы ориентировались в основном на обучение эндокринологов, то сейчас возникла насущная необходимость шире привлекать врачей других специальностей, включая в первую очередь врачей общей практики. Для них мы разработали клинические алгоритмы по основным эндокринным заболеваниям, проводим занятия, обеспечиваем методическими материалами. Это новое и перспективное направление в работе главных специалистов Департамента здравоохранения города Москвы. 

Для повышения квалификации эндокринологов сложилась определенная система. В основном это циклы повышения квалификации, которые проводятся кафедрами медицинских вузов и в Эндокринологическом научном центре Минздрава России. Думаю, со временем будут разработаны и активно внедряться аналогичные программы для терапевтов и врачей общей практики по диагностике и лечению основных эндокринных заболеваний.