Москва, Оружейный переулок, 43

6 августа 2018 10:52

Технологии должны служить здоровью москвичей

поделиться
Оценить
Спасибо, ваш голос принят!
в избранное

О том, как информатизация отрасли повлияла на качество медицинской помощи, какие актуальные предложения по улучшению работы планируют внедрять в медицинские организации столицы и насколько введение электронной медицинской карты сократило бумажную работу, рассказал заместитель руководителя ДЗМ Алексей Погонин.

– Мэр Москвы Сергей Собянин обозначил информатизацию здравоохранения одной из приоритетных задач. Алексей Владимирович, расскажите, как сейчас решается эта задача в поликлиническом звене столицы?

– Действительно, информатизация здравоохранения – один из актуальных вопросов, стоящих перед нами. Мы уделяем огромное внимание развитию единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС), которая начала внедряться в 2011 году. ЕМИАС – один из самых масштабных, организационно сложных и социально значимых столичных IТ-проектов, над которым трудятся специалисты нашего Департамента и сотрудники Департамента информационных технологий (ДИТ).

Потребность в реализации инновационных проектов, в частности во внедрении ЕМИАС, возникла из-за необходимости систематизации работы столичных медучреждений. Сегодня улучшения очевидны: 93 % москвичей довольны изменениями, которые произошли в столичном здравоохранении за последние несколько лет.

– Система ЕМИАС работает уже 7 лет. Расскажите, каких успехов удалось достичь?

– Никогда прежде городская программа не охватывала такое огромное количество участников. ЕМИАС объединяет более 25 тысяч медицинских работников, более 10 млн пациентов, содержит порядка 435 млн записей к врачам.

Благодаря ЕМИАС удалось значительно повысить доступность записи к врачам и при этом сократить время ожидания специалистов. Примерно в 5 раз уменьшилось количество людей, которые проводят в коридоре возле кабинета врача более 40 минут. Согласитесь, неплохой результат.

– Как врачам и руководству медицинских учреждений помогает развитие системы ЕМИАС?

– Сегодня в системе хранятся данные о пациентах, которые хотя бы раз пришли на прием в городскую поликлинику с момента внедрения ЕМИАС. Информация об осмотрах, назначениях, направлениях на исследования содержится в электронной медицинской карте (ЭМК). Сегодня более 7 млн москвичей имеют ЭМК.

В 2015 году был создан Ситуационный центр Департамента здравоохранения. Сейчас это уникальное подразделение, сотрудники которого ответственны за развитие цифровизации здравоохранения.

Cпециалисты курируют множество направлений: от контроля работы поликлиник до разработки и внедрения инновационных решений. Они отслеживают в ЕМИАС загруженность врачей, могут увидеть, как функционирует любое медучреждение здесь и сейчас с помощью одной из 3776 видеокамер, дают рекомендации по решению любых нештатных ситуаций, разрабатывают уникальные проекты, которые уже реализуются в медучреждениях или будут запущены в работу в ближайшие несколько лет. Сотрудники также реализуют программы, направленные на повышение доступности медицинской помощи. Например, проект «Обзвон поликлиник по модели “тайный пациент”», в рамках которого специалисты проверяют компетентность персонала медицинских организаций по конкретным тематикам. Еженедельно совершается более 500 звонков.

– А сами сотрудники поликлиник как оценивают ЕМИАС?

– В основном мы получаем позитивный отклик от коллег. Сегодня врач имеет мгновенный доступ к информации о пациенте, что во многом упрощает его работу. Так же и с заполнением документов: выписки льготного питания, рецептов на льготные лекарства позволили сократить бумажную работу, при этом снизить число ошибок. В свою очередь, аналитические отчеты системы позволяют повышать качество работы поликлиники, уделяя внимание отдельным, так сказать, «проблемным зонам». Административный персонал поликлиник получает информацию о работе медицинской организации, загруженности специалистов, времени ожидания у кабинетов и многое другое.

– Получаете ли вы обратную связь от самих пациентов?

– Конечно, мы постоянно держим руку на пульсе. Чтобы узнать о «зонах роста», мы собираем отзывы о работе поликлиник от пациентов. После посещения врача москвичам приходят письма, где они могут оставить комментарии о приеме, о внешнем виде поликлиники и в целом об удовлетворенности оказанной медицинской помощью. Мы анализируем каждый ответ, чтобы актуальные предложения по улучшению работы внедрить в медучреждения города. Планируется, что уже в 2019 году будет значительно расширен список каналов обратной связи: нам важно слышать мнение каждого пациента, который побывал в поликлинике. И мы будем использовать все доступные средства, чтобы отзывы горожан помогали нам улучшать работу столичных медучреждений.

– Какие нововведения уже реализуются для пациентов в поликлиниках?

– В детских поликлиниках до конца 2018 года появятся единые кол-центры для вызова врача на дом: мы рассчитываем, что это позволит избежать дополнительных потерь времени родителей на поиск нужного телефона. Также с июня 2018 года врачи выездных бригад получают планшеты со специальной программой, на которые поступает информация о вызовах, принятых диспетчером: ФИО пациента, адрес, телефон, а также причина обращения. Использование гаджетов значительно снижает риск искажения информации, упрощает маршрутизацию выездных бригад и сокращает время заполнения документов – доктор больше времени уделяет пациенту. Сегодня в работе много других проектов, которые реализуются для того, чтобы каждый москвич был здоров.

Еще один важный проект, который мы создаем совместно с ДИТ и Департаментом образования, – повышение эффективности работы медицинских кабинетов в детских садах и школах города. Эта работа нацелена на сохранение здоровья юных москвичей. Зоны ответственности между школой и поликлиникой четко разделены, новая организационная структура предусматривает наличие ответственного за образовательный комплекс врача.

В августе ДИТ начнет проведение сетей и оснащение медицинских кабинетов автоматическими рабочими местами. Следующий этап – обучение медработников работе с модулем ЕМИАС.Школа.

– А если пациенту нужен срочный прием?

– В таком случае пациент может обратиться к дежурному врачу без записи: просто придя в поликлинику, получив талон в инфомате, и в режиме живой очереди можно попасть на консультацию. В медицинских организациях перед кабинетами дежурных специалистов есть электронные табло, на которых отслеживается место в листе ожидания в режиме реального времени.

– Расскажите про недавно запущенный проект «Патронаж».

– На данный момент в каждой поликлинике создана патронажная служба, выделенные врачи и медицинские сестры посещают пациентов, которые не могут самостоятельно прийти в поликлинику, на дому. На сегодняшний день количество пациентов в патронажной службе составляет 54 тысячи человек. Обследование и контроль лечения проходят по индивидуальному графику в соответствии с разработанным планом наблюдения. В ближайшее время планируется расширение проекта на поликлинические отделения стационаров и учреждений Троицкого и Новомосковского округов.

– Какие инновации ждут работников столичных медучреждений и горожан через несколько лет?

– В наших планах – максимальная информатизация и автоматизация процессов работы городских поликлиник. Одна из важных задач – расширение функционала ЕМИАС, подключение к системе дополнительных сервисов для удобства пациентов и медицинских работников.

В 2019 году расширятся возможности системы: к ней будут подключены стационары, внедрен лабораторный сервис, который позволит оформлять назначения на исследования в электронном виде, а врачи поликлиник смогут видеть результаты анализов, рентгеновские снимки пациентов, данные МРТ и КТ в электронной медицинской карте москвича, а также будут активно развиваться технологии искусственного интеллекта.

Автор: Александра Хорват

поделиться
Оценить
Спасибо, ваш голос принят!
В избранное
заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы