Москва, Оружейный переулок, 43

поделиться
Оценить
Спасибо, ваш голос принят!
в избранное

Новая московская детская поликлиника – какая она?

Лариса Руслановна Картавцева

Главный внештатный специалист Департамента здравоохранения г. Москвы по первичной медико-санитарной помощи детскому населению, первый заместитель директора ГКУ «Дирекция по координации деятельности медицинских организаций ДЗМ»

С чего все началось?

Идея московского стандарта детской поликлиники родилась из предложений москвичей и специалистов, поступивших на краудсорсинг-платформу «Детские поликлиники». Более 12 тысяч горожан внесли свой вклад в этот банк предложений – всего порядка 10 тысяч идей. Ряд предложений прошел через процедуру голосования на портале «Активный гражданин» и вошел в «Московский стандарт детской поликлиники». Далее последовал этап реализации: это большая работа по созданию в каждой детской поликлинике комфортного и дружелюбного пространства для пациентов любого возраста и их родителей.

К чему мы пришли?

Фактически, мы полностью перезагрузили работу амбулаторно-поликлинического звена, от организации внутренних процессов и до мелких приятных деталей. Новая детская поликлиника – это:

  • Уютная зона ожидания. Комфортная мебель для взрослых и детей, кондиционеры, кулеры, телевизоры, на которых транслируются мультфильмы и видеоролики о здоровом образе жизни. в каждой поликлинике есть детский уголок с раскрасками.

  • Заботливый сервис. В холлах 1-х этажей установлены стойки информации, у вендинговых аппаратов дежурят администраторы, готовые помочь с записью и ответить на любые вопросы.

  • Навигация по поликлинике. На каждом этаже установлены таблички, указатели, стрелки с иконками: ориентироваться в зданиях стало гораздо проще, даже если вы заходите сюда очень редко.

  • Для самых маленьких. По просьбе молодых мам организованы комнаты для кормления малыша и кабинеты здорового ребенка, где можно посоветоваться с квалифицированной медицинской сестрой.

  • Новые услуги. В поликлинику приходят не только больные дети; для получения медицинских справок и направлений открыты специальные кабинеты и кабинеты дежурных врачей.

  • Маршрутизация медицинских карт. Мы переорганизовали картохранилища и наладили процесс передачи карт по кабинетам: такая мера значительно экономит время обслуживания пациента.

  • Удобные каналы обратной связи. Сформированы зоны сбора и обработки жалоб и предложений, установлены ящики для сбора обращений, работает прямой телефон горячей линии главного врача.

  • Просветительская работа. Обновлен весь контент на информационных стендах: полезные факты, актуальные сведения, удобочитаемый шрифт. В поликлиниках распространяются брошюры и информационные памятки для родителей.

Что дальше?

Можно с уверенностью сказать, что у «Московского стандарта детской поликлиники» есть завтра. Одно из самых приоритетных ее направлений – развитие службы охраны здоровья детей и подростков. Мы активно работаем над созданием разумной системы передачи пациентов из детского амбулаторного звена во взрослое. Еще одно направление – технологии персонифицированной медицинской помощи, которые позволят индивидуализировать диагностические процессы. Наконец, следующий важный шаг – повсеместное внедрение методов неинвазивной диагностики и дальнейшая цифровизация отрасли.

В вопросах амбулаторной медицинской помощи детям есть отдельная актуальная тема – совершенствование школьной медицины. Мы уже запустили пилотные проекты по повышению качества оказания медицинских услуг в дошкольных и школьных образовательных организациях Москвы. Мы решили начать с самого главного – с кадров: важно, чтобы родители маленького пациента могли получить ответы на все вопросы специалистов и быть уверенным в их компетенции. Для детских поликлинических врачей и медсестер департамент здравоохранения постоянно проводит обучающие программы, семинары, курсы, которые позволяют медицинским работникам идти в ногу со временем и поддерживать свой профессиональный уровень.

Помощь детям на дому

В 2018 году в детских городских поликлиниках был внедрен сервис «Управление посещениями пациентов на дому». Мы перешли от ручной регистрации к электронной. Передача вызовов, формирование отчетности – все в цифровом формате. Каждому специалисту, в том числе и участковому врачу, доступны мобильные автоматизированные рабочие места системы ЕМИАС. Использование мобильных АРМ-устройств позволяет проводить работу со списком зарегистрированных посещений (вызовы, активы, патронажи), оформлять результаты посещений на дому. Вся работа ведется по определенному алгоритму; вызовы поступают автоматически из единого кол-центра на мобильный АРМ врача. Врач выполняет вызов, заполняет электронную медицинскую карту, которая автоматически синхронизируется с электронной медицинской картой системы ЕМИАС. Это значительно сокращает временные затраты на заполнение медицинской документации.

Поликлиника для всех

Вы, конечно, заметили, что в детских поликлиниках больше нет длинных нервных очередей. За это стоит сказать спасибо системе электронной очереди (ЕМИАС): благодаря ей сократилось время ожидания приема врача, а записаться ко многим специалистам, даже из других филиалов вашей поликлиники, можно по Интернету, не выходя из дома.

Известно, что вечной проблемой детской поликлиники является колоссальная нагрузка на участкового врача. Мы сделали многое, чтобы «разгрузить» участковых педиатров: за справками и направлениями теперь пациенты приходят в специальный кабинет, по поводу здоровья малышей консультируются в комнате здорового ребенка. Если срочно потребовалась помощь педиатра – можно записаться в живую очередь к дежурному педиатру. Кое-какие полномочия мы передали и в школьные медицинские кабинеты: например, по запросам родителей в образовательных организациях сотрудниками медицинских кабинетов выдаются справки и медицинская документация – то есть, у пациентов еще меньше поводов идти в поликлинику. Огромную популярность обрели «Школы молодых родителей» и вебинары, на которых родители и другие законные представители детей получают информацию по формированию здорового образа жизни ребенка и профилактике заболеваний.

Условия стали более комфортными не только для посетителей, но и для медицинских работников: меньше форс-мажоров, минимум «бумажной» работы и порядок в коридорах перед кабинетами.

Обратная связь

Спорные вопросы всегда легче решаются при личном контакте. Во всех поликлиниках города организованы информационные стойки – это для стандартных вопросов и быстрой помощи пациентам. Для решения более сложных задач в учреждениях регулярно проводятся опросы, анкетирования. Кроме обычной книги жалоб и предложений, для пациентов есть электронный ресурс: можно в любой момент написать сообщение на сайт через «интернет-приемную главного врача» либо позвонить по телефону горячей линии.

В поликлиниках организованы общественные советы. В совет обычно входят руководители общественных организаций, представители прессы, других ведомств и просто активные, неравнодушные посетители поликлиники. Информация, проработанная на общественном совете, распространяется среди жителей района, и каждый пациент поликлиники имеют возможность внести свои предложения.


Автор: Ирина Слободян

поделиться
Оценить
Спасибо, ваш голос принят!
В избранное
Главный внештатный специалист Департамента здравоохранения г. Москвы по первичной медико-санитарной помощи детскому населению, первый заместитель директора ГКУ «Дирекция по координации деятельности медицинских организаций ДЗМ»