Москва, Оружейный переулок, 43

О том, как организовать рабочие процессы в многопрофильной больнице, о роли клинического мышления в лечебном процессе и почему важно создать в коллективе командный дух, рассказала главный врач городской клинической больницы № 52 ДЗМ, доктор медицинских наук, профессор Марьяна Анатольевна Лысенко.

– Марьяна Анатольевна, чем отличается ваша больница от других клиник города?
 – Каких-то кардинальных отличий нет, но, как и у каждой медицинской организации, у нас есть ключевые направления, в которых мы традиционно сильны. Прежде всего это нефрологическая служба. Исторически сложилось так, что именно в нашей больнице в 1967 году было открыто первое в городе нефрологическое отделение. Здесь работали лучшие клиницисты, которые стояли у истоков создания отечественной школы нефрологии.
Лечение нефрологических пациентов – сложная клиническая задача. Как правило, эти больные имеют сопутствующие заболевания, требующие особых подходов к терапии. Так постепенно формировалась идеология развития других отделений больницы, включая гематологическую и ревматологическую службы, помощь беременным женщинам с нефрологическими заболеваниями. Кроме того, на базе больницы функционирует единственный в Москве аллергологический центр. У нас также получают лечение пациенты с редкими наследственными заболеваниями, первичным иммунодефицитом. Активно развиваются хирургическая и кардиологическая службы.

– Ваша больница принимает больных круглосуточно. В чем заключается основная специфика работы врачей в режиме «нон-стоп»?
– В ГКБ № 52 оказывается как скорая медицинская помощь, так и плановая. Соотношение таких пациентов примерно одинаковое. Но, конечно, экстренная помощь имеет свои особенности. По скорой люди поступают в разной степени тяжести, и врач в этих условиях должен обладать всем спектром клинических знаний, чтобы максимально быстро принять решение по поводу лечения. Это всегда драйв – и профессиональный, и человеческий. Интенсивная работа, которая требует от персонала специальной выучки. И такая команда у нас сформирована.

– Насколько сегодня легче (или тяжелее) работать медикам, чем 10–20 лет назад? Как меняется профессия?
– Ответить однозначно довольно сложно. Переоснащение клиник современным оборудованием, новые диагностические и лабораторные возможности делают работу врача более комфортной. Теперь он может быстрее поставить диагноз и эффективно проводить лечение, используя современные методики. Сегодня в Москве нет никаких технологических проблем, которые мешали бы развитию тех или иных медицинских направлений, помощь оказывается на самом высоком уровне.
Вместе с тем выросли нагрузки на медицинский персонал. Когда я пришла работать в больницу 10 лет назад, у нас проходили лечение около 27 тысяч пациентов в год. Тогда мне казалось, что это запредельные цифры. Сейчас мы принимаем до 62 тысяч пациентов, не считая тех, кто проходит диагностику и лечение в консультативных отделениях. Но не могу сказать, что мы работаем на пределе своих возможностей. В чем-то стало тяжелее, а в чем-то и легче, мы справляемся с таким потоком больных.
В последнее время в адрес медиков звучит много неоправданной критики, и, конечно, это не прибавляет оптимизма. Но решив стать врачом, человек должен понимать, что выбрал сложный путь. Надо быть готовым к физическим, эмоциональным и прочим нагрузкам. Такая у нас профессия.

– Какие медицинские направления сегодня наиболее востребованы и с чем это связано?
– Основной задачей медицины была, есть и будет профилактика. В первую очередь социально значимых заболеваний. Очень востребована диагностика онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний. Важно, что это понимают городские власти. В столице проводятся акции по бесплатному скринингу основных онкозаболеваний, осуществляются диспансерные и профилактические обследования.
Раньше многие из онкологических заболеваний были фатальными – эффективных способов лечения не существовало. Сейчас, если диагноз ставится на ранних стадиях, то у таких пациентов высока вероятность полного излечения. В основном это люди трудоспособного возраста, которые возвращаются к нормальной жизни.

– Сколько в больнице сотрудников?
 – Более 2500 человек.

– Управлять таким большим коллективом нелегко. Расскажите, как строится ваш рабочий день.
– Помните, как сказала героиня фильма «Москва слезам не верит»: «Когда трех научишься организовывать, дальше число уже не имеет значения»? Но, конечно, главное – сформировать команду единомышленников, сформулировать основные задачи и двигаться к общей цели. Медицине свойственна коллегиальность, и я для себя это всегда так понимала и другого пути не вижу. Моя зона ответственности – внешние коммуникации, создание условий для развития и комфортной работы сотрудников, все остальное – коллективный труд. Когда четко отлажен механизм, не надо прилагать каких-то титанических усилий для его поддержания.
В 8 часов утра я уже на рабочем месте, ухожу домой не раньше 10–11 вечера. Не побоюсь такого пафоса, но больница – это мой родной дом, как и для многих моих коллег. Конечно, большую часть рабочего дня приходится решать управленческие и организационные вопросы, но всегда стараюсь выкроить время для практической деятельности. Иногда сетую на то, что абсолютно нет свободного времени, но я очень люблю свою работу. Большая часть жизни проходит именно здесь, и это мой осознанный выбор.

У вас есть мечта?
– Есть. Мечтаю о том, чтобы на территории больницы появился новый современный корпус, нам его очень не хватает. Основные больничные корпуса были построены еще в 60–70-х годах прошлого века в соответствии со стандартами того времени. В новом корпусе мы могли бы реализовать в полной мере те технологические возможности, которыми сегодня располагаем. Так сложилось, что в нашей больнице много корпусов, и как бы хорошо ни была организована логистика, все равно это очень снижает эффективность работы.
Еще одна мечта – построить детсад для детей наших сотрудников. Уже присмотрели здание, которое можно реконструировать под эти цели. Оно располагается на территории роддома.

– Какие перспективы у больницы?
– Будем дальше развиваться. У нас амбициозные планы, и я надеюсь, что по нашим ведущим направлениям мы сможем занять позиции центра компетенций не только в столице, но и в целом по стране. Конечно, для этого нужно много работать, повышать профессиональный уровень сотрудников. Мы уделяем большое внимание обучению врачей и среднего медперсонала. В больнице создан специальный отдел, который занимается образованием, проведением стажировок, у нас организованы курсы английского языка.
Сегодня много говорят о важности междисциплинарного подхода, в нашей больнице он во многом реализован. Сложные терапевтические задачи не решить только при помощи современных технических средств. Чтобы техника «заработала», специалист должен клинически мыслить, иметь врачебную интуицию. Принцип «лечить не болезнь, а больного» всегда был основополагающим в российской медицине, и мы не должны утратить эти традиции. MMC

Автор: Ирина Степанова

поделиться
Оценить
Спасибо, ваш голос принят!
В избранное
Главный врач Городской клинической больницы № 52 Департамента здравоохранения города Москвы, доктор медицинских наук