Москва, Оружейный переулок, 43

Есть такие знания, которые невозможно получить в вузе. Они передаются только от наставника. Как развивается наставничество в ГКБ № 13 ДЗМ, рассказывает главный врач заслуженный врач России Леонид Аронов.

– Леонид Семенович, насколько часто практикуется наставничество в медицине?
– Совершенно точно могу сказать, что в здравоохранении наставничество было всегда. И если оно где-то и утратило свои позиции, то только не в медицине. Так было и в Третьем стоматологическом мединституте, ныне МГМСУ им. А. И. Евдокимова, который я окончил 40 лет назад, так и в нашей 13-й, где работаю главным врачом с 1995 года. Молодой специалист в медицине никогда не остается один на один со своими сомнениями и проблемами. В его распоряжении всегда есть более опытный коллега. Так было, есть и будет.

– Как долго специалист может считаться молодым?
– Согласно Положению о молодом специалисте ему меньше 35 лет, соответствующее должности образование получено впервые, работа по специальности начата не позднее 3 месяцев после получения диплома государственного образца, норма часов работы не меньше установленной законодательством, и, конечно же, он должен находиться в трудовых отношениях с работодателем. Обратите внимание, статус молодого специалиста действует в течение 3 первых лет работы. В целях адаптации и скорейшего овладения профессиональными навыками мы организуем наставничество докторам в первый год работы, а среднему медицинскому персоналу – в первые полгода. Любая медицинская организация способствует повышению квалификации молодых специалистов, подразумевая под этим организацию для них семинаров, тренингов, направление на дальнейшее обучение, но, по моему мнению, первым повышением квалификации, незримым и без сертификатов, все же является наставничество. 
В медицине молодому специалисту без хорошего наставника не обойтись. Более опытный коллега, курирующий молодого специалиста, поможет сформировать клиническое мышление, заложит первые навыки общения с пациентами и их родственниками, научит экстренно принимать решение, даст импульс к постоянному саморазвитию и самоорганизации. Кстати, хорошим примером наставнического движения является конкурс «Лидер. Мед», который дал возможность карьерного роста молодым специалистам. 

– Молодые специалисты, официально удостоенные такого статуса, поощряются?
– Конечно. Им производится ежемесячная выплата в размере 25 % от должностного оклада, а тем, кто имеет диплом с отличием, – 35 % от должностного оклада в течение 3 лет. С 15 мая 2018 года у нас действует внутренний приказ о создании института наставничества для проведения адаптации молодых специалистов, согласно которому после тщательного отбора 7 высокопрофессиональных сотрудников стали наставниками 7 молодых специалистов. Количество молодых специалистов – очень непостоянная величина: кто-то перестает подходить по возрасту, уходит учиться в аспирантуру или же призывается на военную службу и т. д. Надо сказать, наставники тоже поощряются: с ними оформляются дополнительные соглашения о наставничестве к трудовому договору, и по эффективному контракту им доплачивается 10 %.

– Как молодые специалисты оценивают наставничество в 13-й больнице?
– Первое анкетирование проводим через месяц, а до этого молодой специалист составляет вместе с наставником план прохождения организационной адаптации. Сам наставник тоже заполняет на начальном этапе анкету на предмет оценки своих профессиональных компетенций и качеств, необходимых для успешной передачи профессионального опыта так называемому наставляемому. Конечно, при этом имеет большое значение высокая готовность наставника инвестировать личное время в развитие молодого специалиста. Помимо самооценки наставника, заведующим структурного подразделения, в котором работают наставник и молодой специалист, ведется оценочный лист наставника. Наши молодые специалисты, как правило, благодарят за отличную мотивацию на достижение значимых результатов в освоении профессии. Поднять планку выше очень важно для молодого специалиста. 

Как видится наставничество руководителям структурных подразделений вашего учреждения?
– В отличие от наставников и их подопечных, заведующие могут оценить и ту и другую стороны одновременно. Так, заведующий отделением реанимации и интенсивной терапии для пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения Сергей Сергеевич Очкин, который 3 года назад пришел к нам на эту должность, еще тогда обратил внимание, что наставничество в отделении поставлено, как он сам сказал, на широкую ногу. 
Сейчас у медсестер в этом ОРИТ выделены три самые опытные медсестры. Они и являются наставницами вновь пришедших на работу молодых медсестер. Врачи отделения в добровольном порядке становятся наставниками студентов, приходящих на практику. Как говорит сам заведующий, студенты сначала осматриваются, 80 % из них отсеиваются уже на этом этапе, понимая, что медицина – это «не их», и через пару дней больше на практике не появляются. Еще 15 % добросовестно выполняют программу практики машинально, «на автомате». Остальные «бриллианты» понимают, что им интересно, и сами выбирают врача, с которым чувствуют себя комфортно. И уже в процессе обучения, при малейшем свободном времени студенты приходят и учатся медицине, в том числе добровольно дежурят сутками. По мнению Сергея Очкина, что касается вновь пришедших врачей, то тут отношения, как в команде, потому что все анестезиологи-реаниматологи подготовлены всегда хорошо, и они просто адаптируются в несильно меняющихся условиях нового учреждения. 
Администрации больницы интересно мнение заведующих различными подразделениями о роли наставничества в медицине. В результате мини-опроса мне еще понравилось мнение нашего заведующего вторым кардиологическим отделением Бабаева Андрея Владимировича: «В моей картине мира на профессиональную судьбу врача в начале его пути ничто не влияет так сильно, как непосредственное человеческое окружение, люди, среди которых он начинает работать врачом. Любые, даже самые передовые и благородные мечтания молодого врача о профессиональном самосовершенствовании неизбежно пройдут через серьезные испытания при адаптации и вхождении в устоявшиеся профессиональные коллективы. Здесь и открывается критически важная возможность – увидеть реальный пример врача, движущегося по профессиональному пути на несколько шагов впереди, с нерастраченным энтузиазмом, порядочностью и вдохновением, с искренним уважением к своей профессии и требовательностью к уровню своих компетенций. В конечном счете (это мое личное мнение) человечество пока не выработало более эффективного способа передачи профессионализма, чем система «мастер – подмастерье», а медицина, по характеру своему очень личная, тяжело тиражируемая, близкая к искусству (в отношении индивидуального вклада личности в результат) сфера, особенно чувствительна к эффекту «заразительности примера», что и составляет сущность наставничества». 

В медицине молодому специалисту без хорошего наставника не обойтись. Более опытный коллега, курирующий молодого специалиста, поможет сформировать клиническое мышление

Лично мне как руководителю с очень большим стажем очевидно, что наставниками могут стать не только люди, имеющие опыт, но прежде всего люди, способные радоваться победам других гораздо больше, чем своим собственным. MMC

Автор: Наиля Сафина

поделиться
Оценить
Спасибо, ваш голос принят!
В избранное
Главный врач ГБУЗ «Городская клиническая больница имени Д.Д. Плетнева ДЗМ»