Москва, Оружейный переулок, 43

8 июля 2017 14:41

От симулятора к настоящей операции – как учатся хирурги

поделиться
Оценить
Спасибо, ваш голос принят!
в избранное

В профессиональной подготовке хирурга необходимы знания, умение применить их в работе и так называемые мануальные навыки (базовые хирургические приемы). Симуляционные технологии сегодня позволяют отрабатывать и то, и другое, и третье. Действительно, обучение мануальным навыкам («набить руку») для хирургов имеет особое значение.

Современные хирургические симуляторы – это тренажеры для работы реальными инструментами на муляжах, а также виртуальные симуляторы, в которых компьютерная программа моделирует операции при разных клинических ситуациях. Комбинация этих видов обучения помогает освоить современные медицинские технологии и улучшить хирургические навыки.

Помимо освоения новых навыков, хирургу необходимо в дальнейшем поддерживать их на высоком уровне. В этом также помогают симуляционные технологии.

Возможность симуляционного обучения врачей-хирургов медицинских организаций Департамента здравоохранения Москвы реализована в Учебном центре для медицинских работников – Медицинском симуляционном центре Боткинской больницы (МСЦ) – уникальном учебном заведении, созданном по типу многопрофильной виртуальной клиники на базе крупнейшего стационара столичного и российского здравоохранения.

В МСЦ организовано около 20 виртуальных клиник, в том числе хирургических (клиника лапароскопической хирургии, клиника роботической хирургии, урологии, гинекологии, травматологии, нейрохирургии и др.). Среди реализуемых в МСЦ более 90 профессиональных программ повышения квалификации для специалистов практического здравоохранения можно выделить ряд уникальных программ, разработанных для врачей-хирургов:

  • Основы лапароскопической хирургии. Базовый курс;
  • Основы лапароскопической хирургии. Продвинутый курс;
  • Интракорпоральный шов в лапароскопической хирургии;
  • Рентгенэндоваскулярная диагностика и лечение сосудистой патологии;
  • Роботическая хирургия. Базовый курс;
  • Мультидисциплинарный подход в практике амбулаторного хирурга.
  • Переход от работы на симуляторе к «живой» операции – всегда ответственный шаг: и технически, и эмоционально. Мировая практика показывает, чем выше показатели хирурга на симуляторе, тем меньше ошибок он допускает в работе с пациентами.

    Сегодня основательная тренировка хирургов на симуляторе, предваряющая операции на пациентах, считается обязательной во всем мире. Существуют общепринятые критерии выполнения хирургом определенных действий на тренажере (упражнения, выполнение операций), которые врач должен освоить, перед тем как двигаться в обучении дальше. Для операций такими критериями являются, например, общее время выполнения вмешательства или его определенного этапа, наличие технических ошибок и их тяжесть.

    Эти критерии внесены в компьютерные программы симуляторов, и программа сама дает оценку действиям хирурга. К примеру, «проходной» является оценка не ниже 4 баллов (при 5-балльной системе) по всем основным показателям. Результат считается стабильным, если повторяется на протяжении пяти попыток. Чтобы достигнуть такого уровня мастерства, хирург выполняет в среднем 20-25 повторов операции.

    Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы оснащен необходимым оборудованием для обучения эндоскопических хирургов. Опытные преподаватели помогают врачам освоить современные технологии хирургии. В программу обучения врачей-эндоскопистов включены и начальные навыки, и технически продвинутые курсы, в том числе уникальные на сегодняшний день:

  • Основы диагностической эндоскопии;
  • Основы диагностической и оперативной эндоскопии. Продвинутый курс. Здесь врачи отрабатывают на симуляторах такие виды лечения, как удаление полипов желудка и толстой кишки, остановка кровотечений;
  • Основные принципы эндоскопических вмешательств на поджелудочной железе и желчных протоках. В этом курсе практикуется диагностика состояния желчных протоков и поджелудочной железы, восстановление их проходимости, в том числе удаление камней без перехода на большие и тяжелые операции.
  • Все большее распространение в подготовке хирургов получают технологии виртуальной реальности, но нельзя говорить о том, что теперь тренировочные манекены уйдут в прошлое. Аппараты виртуальной реальности и тренировочные манекены имеют свою обучающую функцию; они не заменяют, а дополняют друг друга.

    Сочетание виртуальной реальности и работы с манекенами обеспечивает более эффективную подготовку врача-хирурга.

    Для приближения к реальным условиям работы очень важно создавать «ощущение сопротивления тканей» организма, которое хирург испытывает в настоящих операциях. Повышение реалистичности мануальных ощущений при обучении операциям – это важная задача для создателей симуляционной техники. Тогда переход от обучения к работе с пациентами будет проходить быстрее.

    Другое направление развития симуляционных технологий – это командное взаимодействие врачей, в том числе в случаях, когда необходима работа специалистов разных профилей, так называемое «междисциплинарное взаимодействие», что позволит добиться лучших результатов лечения в сложных клинических ситуациях. Например, команда может отрабатывать оказание медицинской помощи больному с тяжелой сочетанной травмой органов живота и грудной клетки после ДТП. Такой больной нуждается в слаженной работе бригад различных специалистов: «Скорой помощи», реаниматологов, специалистов хирургического профиля: хирургов, урологов, нейрохирургов, травматологов, а также специалистов по инструментальной диагностике.

    Сама жизнь диктует необходимость приобретения новых знаний и освоения современных технологий. Даже опытные врачи сталкиваются со сложными ситуациями. Умение применить знания и передовые методы лечения требует многократного повторения, что и обеспечивают симуляционные технологии.

    поделиться
    Оценить
    Спасибо, ваш голос принят!
    В избранное
    Главный внештатный специалист хирург Департамента здравоохранения г. Москвы, главный врач ГБУЗ «Городская клиническая больница им. С.П. Боткина ДЗМ», член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор